Исповедь репетитора

Знание иностранного языка помогает лучше понимать соотечественника. (Натали Снегирь)

Однажды я прочитала исповедь массажиста, о том, как выглядят люди на самом деле. Мне так понравился стиль этой исповеди, что я решила написать нечто похожее. Только это будет исповедь репетитора. О том, как думают люди на самом деле.

Я работаю преподавателем английского языка больше двадцати лет. Основной мой контингент – это взрослые люди. Мало кто любит работать со взрослыми. Они приходят к репетитору уже с набором установок того, как надо учить язык. В их голове варится удивительная каша из разных методик, забытой школьной программы и английских слов, окружающих нас повсюду, особенно москвичей и соотечественников, в силу разных обстоятельств живущих заграницей.

Их языковое сознание напоминает чулан, в который когда-то сложили кучу полезных, в общем-то, вещей, с надеждой на то, что эти вещи когда-нибудь пригодятся. Ключи от этого чулана они носят с собой и неохотно отдают репетитору, когда требуется достать какой-нибудь предмет. Редко кто приходит с нуля, без негативной оглядки на прошлое, в котором овладение языком виделось таким заманчивым, но реальность отбила всякое желание идти к своей цели.

А идти приходится. Хорошая работа в перспективе, свободное общение в заграничных поездках, дружба-бизнес-любовь с людьми из других государств – всё требует знания английского языка. Английский язык примитивен по сравнению с русским, но чтобы заговорить на примитивном языке, нужно уметь спуститься с вершины сложных синтаксических конструкций, окончаний и приставок. Русскоязычному мозгу в большинстве своём сделать это трудно. Но когда приходит понимание английского предложения, я вижу, как загораются глаза ученика: «Как! Это всё?! Так просто?!»

Очень часто взрослые стыдятся своего «непонимания» простых вещей. Они начинают думать, что репетитора это раздражает, и что в душе преподаватель считает его или её «тупым». И горе тому учителю, который позволит себе упрёк или раздражённую нотку в голосе! Языковое сознание ученика тут же «свернётся в раковину» и процесс обучения превратится в мучение для обеих сторон. Я сама через это проходила, когда была ребёнком.

С тех пор у меня отличное восприятие эмоционального состояния собеседника на слух. Дважды эта способность спасала мне жизнь, а теперь я спасаю языковые жизни своих студентов. Ведь мне приходится преодолевать на только психологическое сопротивление учёбе, но и нейрофизиологическое, о котором большинство людей не подозревает. Все пользуются памятью, вниманием, логикой, а механизм этих процессов остаётся за рамками интересов повседневной жизни.

Я почти физически ощущаю, как в голове студента новое слово вызывает к жизни электрический импульс, бегущий по нервным волокнам, как он замирает перед синаптической щелью, собираясь с силами для прыжка через первую в своей жизни пропасть. Я знаю, что чем чаще ученик слышит, видит и произносит это слово, тем легче и быстрее даются импульсу прыжки на следующую за синапсом дорожку. Понимание физического процесса запоминания новой информации позволяет мне всегда оставаться спокойной при объяснении студенту правила «в сотый раз».

Люди почти не запоминают слова с первого раза. Слово нужно предъявить мозгу минимум 3-4 раза, чтобы оно худо-бедно закрепилось в памяти. Но чтобы оно осталось на всю жизнь, его нужно повторять через определённые промежутки времени – день, три дня, неделя, две недели, месяц. Поэтому когда я вижу рекламу быстрых курсов и методик «выучи 1000 английских слов за час», я понимаю, что это мошенники хотят «срубить бабла». Мошенники не знают, как работает мозг, но знают, что люди хотят выучить английский очень быстро.

А мозг работает так же, как и тысячи лет назад. Ничто в современном мире не способно ускорить его работу, кроме учёта естественных процессов восприятия и переработки информации. Я всегда объясняю это ученику и настраиваю его на долгий труд. Совместный труд. Раз за разом я выступаю проводником в языковых джунглях – мне всегда приходится помнить о том, что эти джунгли исхожены мною вдоль и поперёк, а для студента это край, полный опасностей и разочарований. Я помогаю ему пройти этот путь, не давя авторитетом, но оставаясь требовательной.

Есть два вида обучения – агрессивный и мягкий. Я не сторонница первого. Я никогда не брошу ребёнка в воду, чтобы он научился плавать. Я всегда буду стоять рядом и поддерживать, направляя и объясняя правила, до тех пор, пока не почувствую, что ребёнок готов плыть самостоятельно. Агрессивный путь продвигается сейчас повсеместно, следуя установке – выживает умнейший. Может быть, от страха кто-то и научится плавать быстрее, но такой способ оставляет в психике очень нехороший след. Когда я вижу, что в конце занятия учеником овладевает вдохновение – по-другому это не назовёшь – я испытываю радость. Современным людям, перегруженным информацией и не знающим, что с этой информацией делать, не достаёт сегодня именно вдохновения, а его может дать только мягкий способ обучения.

Ученик думает, что источником вдохновения являюсь я, но на самом деле это чувство поднимается из глубин его сознания, когда оно обогащается новыми знаниями и позитивным опытом. Человек образовывает себя сам, учитель лишь заражает его идеей и выступает проводником на пути к цели.

Самой старшей моей ученице было 72 года. Я учила её языку, восхищаясь жизненной силой и желанием, хотя память была уже не та – кто ж станет возражать против физиологии? Она путала слова и время занятий, но была упорна в своём стремлении знать английский. К концу наших уроков я поняла, что тоже училась у этой замечательной женщины – мудрости, силе духа, принятию обстоятельств.

Взрослые люди стесняются говорить на английском. Мало кому удаётся произносить звуки близко к произношению носителя языка. В таких случаях я всегда вспоминаю Владимира Путина, видео, в котором он говорит по-английски. Этот ролик можно прямо сейчас найти в интернете. Разве кто-то может упрекнуть этого человека в произношении, далёком от классического? У взрослых людей много дел, язык они, как правило, учат между ними. Мне известно, как это тяжело – совмещать работу, семью и учёбу. Я сама учила английский заочно. Поэтому любые языковые успехи студента воспринимаю как маленькую совместную победу – я знаю, какие усилия и ресурсы стоят за ней.

Натали Снегирь
преподаватель английского языка онлайн,
автор метода "touch-and-talk"
и карточек по английскому языку



Уроки английского по скайпу / Оставить комментарий


   NatalieCards© Все права защищены