Как обучать свой мозг иностранному языку через слушание

Научись слушать — и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.(Плутарх)

Речь пойдёт не об умении воспринимать иностранную речь на слух, а об умении слушать. Очень часто отсутствие этого навыка снижает КПД занятий с репетитором. Слух очень важен для нас, но, подобно обонянию, является одним из тех чувств, которыми мы часто пренебрегаем или злоупотребляем. Есть категория студентов, которым рекомендации ниже помогут добиться успеха в изучении языка благодаря тому, что их умение слушать будет взято под контроль. Если Вы начнёте заботиться о своём слухе, то обязательно почувствуете прогресс - Вы будете СЛЫШАТЬ преподавателя, а вся информация будет оставаться в уме.

Заботьтесь об общем физическом здоровье. Если Вы поддерживаете хорошую физическую форму, проводите достаточно времени на свежем воздухе, то все Ваши чувства, включая слух, будут улучшаться. Банальнейшая рекомендация, но она является основополагающей. Утомлённый мозг перенаправляет энергию для восстановления на более важные потребности организма, чем слушание.

Слушайте критически. Даже когда вам приходится слушать что-то, на Ваш взгляд, скучное, попробуйте найти для себя ответ на вопрос: «Что здесь может быть для меня интересно?», а не просто автоматически отбрасывайте это. Довольно часто там, где мы меньше всего ожидаем найти для себя нечто ценное, обнаруживается что-то полезное для нас.

Слушайте оптимистически. Если Вы слушаете с внутренней установкой на то, что приобретаете что-то полезное, то значительно увеличиваете вероятность того, что Ваш ум найдёт ценные взаимосвязи.

Напрягайте свой мозг. Вы можете стимулировать свой мозг, а также улучшить свои знания и умение слушать, время от времени подвергая его воздействию более сложного материала. Старайтесь не поддаваться унынию и внутренне не сопротивляйтесь такому трудному материалу, а погрузитесь в него с энтузиазмом. Мозг, хотя и сопротивляется новому и сложному, развивается именно через преодоление такого сопротивления.

Слушайте сознательно. Добивайтесь действительно активного состояния ума, а не симулируйте внимание.

Используйте синестезию. Синестезия — это Ваша умственная способность объединять различные каналы, по которым поступает информация. Когда Вы слушаете, старайтесь «включать» и другие органы чувств. Мимика преподавателя играет здесь не последнюю роль. Чем больше каналов Вы можете связать единой целью, тем лучше будет Ваш слух, внимание, понимание и общее знание.

Держите ум открытым. Когда произносятся слова, которые действуют на Вас как эмоциональные раздражители, старайтесь интерпретировать их в наиболее объективном свете и понять объяснение преподавателя.

Сосредоточьтесь на содержании, а не на способе его подачи. Когда Вы слушаете, старайтесь избавиться от «комплекса превосходства» относительно любой неадекватности подачи и стиля, которые, возможно, присущи репетитору. В конце концов, у вас просто могут оказаться разные темпераменты, но если вам обоим присуще чувство юмора и терпения, занятия будут проходить более плодотворно.

Не заостряйте внимания на рассеянности. Если Вы страдаете рассеянностью, не сосредоточивайтесь на этом. Осознайте, что это исправимо, и ещё раз напомните себе, что Ваш ум имеет способность блокировать, если пожелает, практически всё, на что не хочет обращать внимания. Сконцентрируйтесь на позитивном.

Используйте своё воображение. Процесс слушания затрагивает весь мозг. Когда Вы слушаете слова, попытайтесь представить, насколько это возможно, живые образы воспринимаемых идей. Наделяйте их яркими чертами, помогая мозгу выстраивать ассоциативные связи.

Слушайте в удобной позе. Напряжённая и неудобная поза автоматически уменьшает качество слухового восприятия. Кровообращение нарушается, а с ним и способность к восприятию.

Помните, что Ваш слух может постоянно улучшаться с возрастом. Умение слушать будет улучшаться, если оно развивается в ментальной среде позитивного отношения к возрасту. Самой старшей студентке, которая обучалась у меня, было 72 года. С ней было легко – она спокойно и позитивно относилась к своему возрасту, понимая, что «память уже, конечно, не та, но мы ещё повоюем!» Тем более странно слышать от молодых людей, когда они жалуются на грядущую старость, исподволь к ней готовясь в том возрасте, в котором нужно развиваться и получать удовольствие от прогресса в знаниях. Не торопите события, позвольте своему мозгу потрудиться. В этом тоже есть определённое наслаждение.

Натали Снегирь
преподаватель английского языка онлайн,
автор метода "touch-and-talk"

Уроки английского по скайпу


   NatalieCards© Все права защищены