Советы начинающему репетитору или
как эффективно
организовать свою работу

Несём свет знания в души человеческие.

Люди с достатком во все времена старались подобрать для своего ребёнка человека, который обучал бы их наукам. Теперь подопечными, или клиентами, становятся не только дети, но и их родители.

В современном мире стало невозможным оставаться на гребне успеха без регулярного самообразования. Всё большее количество взрослых приобретает новые навыки для того, чтобы получить более высокооплачиваемую работу. Появилась возможность выбирать, благо ценовой диапазон, а также уровень преподавания самих репетиторов широк.

Преподаватели всё чаще задумываются о личной эффективности, и будет очень уместно попытаться обобщить способы, методы и приёмы, которые делают отдельно взятого репетитора востребованным и успешным. Речь пойдёт, прежде всего, о преподавателе иностранного языка, но и другие «предметники», возможно, почерпнут из нижеизложенного полезную информацию.

Современному репетитору приходится быть одновременно организатором и исполнителем своей деятельности. То есть и преподаёт, и сам ищет клиентов. Подавать объявление в нужные рекламные источники, составлять расписание занятий, грамотно отвечать на вопросы по телефону, уметь внушить клиенту уверенность в успехе, использовать правильно подобранную методику и многое другое – всего не перечислить. Уверена, у каждого свой подход. Тем не менее, существуют основополагающие моменты, которые следует принимать во внимание, если вы стремитесь расширить круг клиентов.

Сразу о доходе. Все мы хотим зарабатывать больше, чтобы позволить себе другие радости жизни. Однако если репетиторство рассматривается вами исключительно как дополнительный источник заработка, вы обречены на медленное и неотвратимое умирание как профессионал и как личность. Приведу в пример одного преподавателя, который, в принципе, довольно – таки успешен в своей сфере, но жизнь ему до поры до времени отравляла одна маленькая деталь – он любил подсчитывать заранее, сколько заработает за предстоящий день. Скажем, было у него три клиента на субботу, и по дороге к первому он думал о той сумме, которую дадут ему все трое сегодня и как он её потратит завтра. Что случалось потом? Неожиданно из этих троих кто-нибудь звонил и просил отменить или перенести занятие. Или же все три встречи состоялись, но у одного ученика «родители не оставили сегодня денег – можно, я вам в следующий раз заплачу?»

Так что лучший настрой перед занятием – на его успешное проведение. Заплатят сегодня, или в следующий раз, или за два занятия вперёд – без денег вы в любом случае не останетесь. Просто всегда имейте на проезд обратно. Избегайте крайностей. Иногда бывает и такое: если ученик – ребёнок, он может просто-напросто забыть отдать вам за занятие. Не стесняйтесь напоминать ему – детям свойственна рассеянность в денежных вопросах. Если с вами расплачиваются за месяц вперёд, такие проблемы вообще не возникают. Хотя и родители тоже, случается, забывают. Старайтесь решать все финансовые вопросы деликатно, но твёрдо.

Когда вас хотят обмануть. Многие стесняются пересчитывать купюры в присутствии родителей. Становится как-то неудобно, вроде у вас отношения сложились - ребёнок доволен, родители – в восторге от вас, а тут такая щепетильность. Если на то пошло, считайте деньги, покинув квартиру. Если не хватает, вернитесь и скажите об этом. Там, где к вам относятся серьёзно, недоразумения могут возникнуть лишь по рассеянности. Взрослые, как правило, откладывают чёткую сумму. Но бывают и такие случаи: репетитор регулярно ходила заниматься с мальчиком – благодаря их работе у ребёнка выправились оценки в школе, появился интерес к предмету. Родители, которым порекомендовали преподавателя их близкие приятели, были довольны. Но как-то «забыли» посчитать 10 рублей – подумаешь, сумма вроде незначительная. Репетитор вернулась и сказала им об этом. Они извинились и доплатили. Репетитор списала это на рассеянность: много дел, после работы, устали. Но ситуация повторилась в следующий раз. Когда репетитор снова вернулась и сказала, что не хватает, мама ребёнка убежала на кухню, о чём-то пошепталась с отцом и вернулас ь смущённая, протягивая десятку, снова с извинениями. Дело в том, что репетитор никогда не пересчитывала при них деньги. Но и на этот раз списала всё на ту же усталость. На следующее занятие она пришла, а дверь ей никто не открыл. Потом родители позвонили, снова извинялись – на этот раз о том, что забыли предупредить о переносе занятия. Само собой разумеется, больше заниматься с их ребёнком репетитор не стала.

Отказывайтесь от бесперспективных учеников. Ими могут быть как дети, так и взрослые. Существует категория людей, которые готовы учиться лишь потому, что «сейчас все учатся». Это взрослые. И дети, которые учатся только потому, что это надо их родителям. Замечательно, если во время занятий репетитор сможет пробудить у человека подлинный интерес к своему предмету, расшевелить его, установить прочную обратную связь. А вообще задача репетитора - помочь восполнить пробелы по предмету, либо дать новые знания. В его обязанности не входит решать психологические проблемы ученика – кто отбил у него охоту к учёбе, и как вернуть былую жажду знаний. Также огромные силы и время тратятся иной раз на работу по организации памяти, внимания и мышления подопечного. Если человек не в состоянии сконцентрироваться, о каком обучении может идти речь? Актуальна навеки аксиома: «Нельзя научить человека чему-либо – он может научиться только сам». Вы приходите ДАВАТЬ знания, а задача ученика – ВЗЯТЬ их.

Бесперспективный ученик виден после нескольких занятий. Вы ходите к нему, а он сопротивляется – всё занятие сидит с унылым, а порой и отсутствующим видом, выполняет упражнения с великим усилием над собой, забывает делать домашние задания, тянет время, постоянно отвлекается – к концу занятия вы чувствуете себя вымотанным и обесточенным . Вы начинаете ходить к такому ученику только из-за денег. Не насилуйте себя. Не растрачивайте своё время и энергию. Откажитесь от этого ученика с мыслью о том, что на его место придёт другой, тот, кому действительно нужны ваши усердие и пыл. Говорю это со стопроцентной убеждённостью – весь личный опыт подтверждает это наблюдение. Помните – свято место пусто не бывает.

Используйте разные методики обучения и разную литературу. Не существует идеальной методики и идеальной книги. Сейчас нахваливают, а в школах ещё и вынуждают покупать, так называемую оксфордскую литературу – все эти габаритные цветные книжки журнального формата. Издательству выгодно продавать, а вот насколько такие книги эффективны, ещё вопрос. В своё время учились по Старкову, и всё было понятно. Другое дело, что современные дети избалованы яркими красками и картинками. Но за всей этой пестротой теряется смысл обучения. Ведь учим-то языку, а не дизайну. Большее внимание следует уделять разговорным навыкам и активному слушанию, задействуя образное мышление и речевой аппарат. Оксфордские учебники рассчитаны на работу с глазами. Вообще любой учебник следует воспринимать как вспомогательный материал, и нужно стремиться к тому, чтобы обучаемый как можно увереннее отказывался от зрительной опоры.

Совмещение разных методик и подходов позволяет занятиям проходить интереснее и плодотворнее. Всегда выясняйте предпочтения человека относительно построения вашего урока. Возможно, сегодня ученик скорее расположен к грамматике, чем к лексическим упражнениям, или находит в себе силы только на игры. Идите навстречу клиенту, даже если вы планировали другую деятельность. После вашего ухода он не должен облегчённо вздыхать и думать о том, что, слава Богу, на сегодня с английским покончено!

Используйте игры. Моим большим заблуждением на заре своего репетиторства было убеждение в том, что со взрослыми играть не следует. Мне представлялось, они отнесутся несерьёзно к подобной деятельности. Для них - упражнения и задания. Но оказалось, что взрослые ещё больше, чем дети, любят играть. Особенно когда берутся изучить иностранный язык. Их забавляет произношение некоторых слов, они любят нестандартное преподношение материала. Может, детям игра привычна и их образное мышление ещё не подверглось кастрации. Когда играют взрослые, они словно заново окунаются в детство, начинают экспериментировать со своим языком, включается воображение, и процесс обучения проходит легче и веселее. Разумеется, не все игры для детей подходят взрослым. Также не следует забывать, что мы играем не для развлечения, а чтобы разнообразить и сделать более успешным само учение.

Повышайте мотивацию ученика. Над этим придётся работать постоянно. Если вначале человек настроен на обучение потому, что а) светит перспективная работа, б) скоро ехать заграницу, в) нужно писать письма иностранцу, и ещё тысяча личных причин для изучения языка, - то после нескольких занятий этот интерес снижается. На примере своих студентов я заметила, что мотивация резко падает, когда ученик сталкивается с неправильными глаголами, затем с не меньшим ужасом пытается понять, как ему освоить 16 временных форм двух залогов, а при названии «герундий» у клиента окончательно опускаются руки. Ещё сложнее, если у вашего ученика уже был безуспешный опыт изучения языка и он помнит, как боролся с этим самым герундием. Хотя безуспешного опыта не бывает. Задача репетитора – помочь преодолеть этот барьер и направить в нужное русло праведное возмущение клиента по поводу обилия неправильных глаголов. Я в таких случаях говорю: «Все претензии – к министерству образования Великобритании. Чем раньше Вы примете, что английский язык таков, каким является, тем быстрее у Вас пройдёт неприязнь к его отдельным аспектам».

Ведите записи учёта занятий. Совершенно необходимо в том случае, когда клиент должен вам оплату за несколько уроков, а сам неожиданно уехал или заболел и до следующего занятия пройдёт не меньше недели. За такой отрезок времени он может забыть, когда расплачивался и какой была сумма. Кроме того, если клиент рассчитывал добиться результата за 2 месяца, а по факту пропустил или перенёс несколько занятий, это тоже следует учитывать при подведении итогов.

О совмещении основной работы с репетиторством. Не секрет, что для многих преподавателей и учителей репетиторство является приработком. Редко кто отваживается пуститься в «одиночное плавание» и заниматься только репетиторством. А ведь оно требует немало сил и времени. Если в школе можно дать всему классу письменное задание, над которым они будут пыхтеть до конца урока, то с частным клиентом сей номер не пройдёт. На каждое занятие нужно иметь какие-то заготовки, игры, распечатки. Кроме того, представьте себе учителя, который отвёл в школе 4-5 уроков (это в лучшем случае), а потом пришёл на индивидуальное занятие. Будет ли он энергичен и позитивен? Вряд ли. Скорее, он будет спокоен и расслаблен, пытаясь скрыть измученность и равнодушие. Есть в этом что-то мистическое – будьте уверены, ваш клиент, какого бы возраста он ни был, всегда чувствует ваше состояние и настроение. На собственном опыте знаю, что если начинаю занятие несобранной, вялой или невыспавшейся, клиент начинает вести себя так же, словно отзеркаливая. Наблюдение это веду постоянно и стараюсь избегать повторения. Лучше отменить или перенести занятие, чем проводить его из последних сил.

Отчего так происходит? Дело в том, что ученику требуется всё ваше внимание, поддержка и одобрение, чтобы он двигался дальше. Ему нужен «двигатель», и как быть, если «мотор заглох»? Правда, иногда бывает, что доброжелательность и чуткость клиента вселяет энтузиазм небывалой силы и усталость как рукой снимает. Занятие проходит на ура. Оставим мысли об энергетическом вампиризме для тех, кто в этом разбирается:)…

И, наконец, просто любите своих клиентов. Пафосно, но искренне. Не ждите от них дисциплины, сверхусилий и сиюминутных результатов. Настраивайте их на сам процесс обучения, делайте его радостным для них, хвалите, одновременно не позволяя чересчур расслабляться, и благодарите за урок. Хотя бы мысленно. Помните, что у большинства из ваших подопечных сформировалось негативное отношение к учёбе, и опыт прошлого оказывает весьма заметное влияние на настоящее. Проявите максимум терпения. Вы можете заново создать этот опыт вместе, формируя положительное и заинтересованное отношение. Любите даже бесперспективных учеников. Потому что такие ученики становятся учителями для вас.

Никогда не говорите про своих клиентов плохо или с осуждением. В своё время Дейл Карнеги советовал: «Создавайте другим людям хорошую репутацию». Если вы приводите кого-либо в пример, пусть он будет позитивным.


Натали Снегирь
преподаватель английского языка онлайн,
автор метода "touch-and-talk"



Уроки английского по скайпу


   NatalieCards© Все права защищены